«Дорога это не игра и правила движения - достойны уважения!
Задачи: • Воспитать дисциплинированность учащихся на улицах города; • Учить детей различать дорожные знаки; • Развивать внимание и наблюдательность. Оборудование: выставка «Правила движения для всех без исключения», наглядный материал по ПДД, макет светофора, жезл регулировщика, презентация.
«Чтоб проблем не знать, Правила дорожного движения Надо с детства соблюдать!» Библиотекарь: Прозвенит сейчас звонок И начнем для вас урок Но урок наш необычный, И для вас непривычный. Мы будем говорить сейчас О правилах движения, Все малыши и взрослые Знать должны их без сомнения. 1 вед.: Правила дорожного движения, Так же, как таблицу умножения, Так же, как и знаки препинания Надо знать нам без напоминания. 2 вед.: Если знаешь, как дорогу перейти И при этом не свернуть с пути, То будет в жизни всё прекрасно, Красиво, ну и безопасно. Библиотекарь: Среди многих знаний, которые нужны человеку, наука безопасности – одна из самых первых. Люди придумали эту науку, когда жили ещё в пещерах. Чтобы защититься от диких зверей и холода, человек научился разводить огонь и делать оружие, строить дома и выращивать хлеб. Люди построили большие города с большими домами, в которых уже не страшен дождь и мороз. Жизнь сегодня стала легче, чем в древние времена. Но опасностей в ней всё равно много. Одна из них – незнание правил дорожного движения. Не раз приходилось видеть, как ловко уворачиваются от машин герои кинофильмов. Но в реальной жизни вряд ли удастся повторить трюки, которые делают каскадёры в кино. Да это и не нужно. Есть другой способ избежать столкновения с автомобилем. Этот способ надёжен и доступен каждому – надо просто соблюдать правила безопасного поведения на улицах. 1 вед: Попытки ввести правила движения по улицам и дорогам делались еще тогда, когда там безраздельно господствовали конные экипажи. В России в 1683 году издан именной указ. Сценка (за дубовым столом сидит писарь и пишет, скрипя гусиным пером. Вокруг него ходит великий вельможа и диктует указ) Вельможа: Пиши! Указ его величества государя Всея Руси Петра Алексеевича, сказанный разных чинов людям! Великим государем водомо учинилось, что многие ездить в санях на вожжах с бичами большими и, едучи по улице, небрежно людей побивают. Сием указом повелеваю запретить управлять лошадью с помощью вожжей. А чтобы лучше видеть дорогу, приказываю управлять лошадью, сидя на ней верхом. За ослушание сего указа виновные будут биты кнутом. Государь Всея Руси. Записал? Писарь: Да, Ваша Милость, все исполнено-с. 2 вед.: В течение столетий было издано несколько новых указов, дополняющих данный. В них говорилось, что «извозчикам и прочим, всяких чинов, людям ездить, имея лошадь, со всяким опасением и осторожностью, смирно». Или «ежели кто на лошадях резво ездить будет, тех через полицейские команды ловить и лошадей отсылать на конюшню государеву». 1 вед.: Люди давно стали заботиться о развитии дорог. Для того, чтобы путешественники не сбились с пути, дорогу помечали. Так, в Древнем Риме вдоль дорог через определенное расстояние устанавливали каменные столбы - указатели. Славяне в лесистых местах вдоль дорог устанавливали вешки из сучьев деревьев, а в степи вдоль дорог - камни или столбы. 2 вед.: А при царе Алексее Михайловиче впервые стали устанавливаться верстовые столбы. Он повелел между Москвой и с. Коломенским через каждую версту поставить высокий столб. В настоящее время на перекрестках улиц и дорог встречаются не только одиночные пешеходы и транспортные средства, но и их потоки. Эти потоки идут в разных направлениях, пересекаются. Перекрестки - опасные участки дорог, в городах на них скапливается большое количество транспорта и пешеходов. 1 вед.: Чтобы пешеходы могли безопасно перейти на перекрестке через дорогу, а машины разъехаться, необходимо организовать регулирование дорожным движением и соблюдать строгий порядок. И вот в начале 20-30-х годов первые светофоры появились на улицах Москвы, Ленинграда, Киева и других крупных городов. 2 вед.: На светофоре – красный свет, Опасен путь, прохода нет. А если желтый свет горит, Он «приготовься» говорит Зеленый вспыхнул впереди – Свободен путь, переходи. Сценка. (Участники: ученики – Петя, Таня, Катя, Саша) Петя: - Что сегодня за день? Не везет с самого утра! У нас было пять уроков и на каждом меня вызывали. И по каждому предмету я получил " 2 ", всего пять «двоек» за день! Четыре «двойки», наверное, я получил за то, что отвечал не так, как хотелось бы учителям. А вот пятую «двойку» поставили совсем несправедливо. Даже смешно сказать, из-за чего мне влепили эту несчастную «двойку». Появляется его соседка. Соседка Таня: - Несправедливо с тобой поступили, Петя! И почему Татьяна Борисовна с тобой не согласилась? Петя: - Я давно заметил, что учителя со мной редко соглашаются. Ведь у них такой отрицательный минус. Таня: - Ты домой не спешишь? Петя: - Кому охота спешить домой, если несешь в портфеле целую кучу «двоек»? Таня: - Не унывай! Помнишь стихотворение, которое мы сочинили в прошлый раз: Нам учиться целый день Лень, лень, лень! Надоело! Нам бы бегать и играть, Мяч бы по полю гонять - Это дело! Смеются и поют, танцуют и шутят. Появляются умные ученики (в очках, с папкой ЮИД) Катя и Саша. Катя Тане: - Опять у тебя коса расплелась. Это неряшливо. Причешись. Таня протестует. Она не любит причесываться. "Отличники" вздохнули и говорят: - Вместо того чтобы без дела шататься, изучили бы "Правила поведения на дороге", скоро окружные соревнования. Петя: - А что это такое? Отличники перечисляют: - Надо знать знаки, правила перехода дороги, правила поведения в транспорте, езды на велосипеде... Петя, Таня: - Это нам подходит, мы умеем. Так клево на велике гонять! Саша: - Гонять?! Да это целая наука - правильной езды на велосипеде. Роняет папку, оттуда высыпаются знаки. Катя: - Вот эти знаки мы подготовили к проведению викторин в классе. А вы знаете, что они означают? Нет! Уверена! Саша: - Ну, зачем ты так! Может у ребят что-то и получится. Нельзя их отталкивать, нужно привлекать к проведению интересных дел. Вот этот знак: Петя: - Замечательный знак - Восклицательный знак!
Таня: - Значит, можно здесь кричать, Петь, шуметь, озорничать! Петя: - Коли бегать - босиком! Если ехать с ветерком! Катя(строго): - Здесь опасная дорога. Очень просит знак дорожный Ехать тихо, осторожно! Это о знаке "Внимание" Петя (подбирает другой знак " Железнодорожный переезд со шлагбаумом" - Вот так знак, Глазам не верю! Для чего здесь батарея? Помогает ли движенью паровое отопленье? Саша: - Это нужный знак! Говорит шоферу так: «Здесь шлагбаум – переезд, Подожди, пройдет экспресс!» Таня: (берет знак " Дорожные работы" Нарисован человек, землю роет) Петя: - Может быть, здесь ищут клад? И старинные монеты В сундуке большом лежат? Таня: - Их сюда, наверно, встарь Спрятал очень жадный царь. Саша: - Что ты, что ты! Здесь дорожные работы! Катя: - Это знак - «Дорожные работы» Саша и Катя показывают еще знаки и рассказывают о них. Саша: - А вот идет сотрудник ГАИ. В руках у него полосатая палочка - жезл. Он регулировщик движения - указывает, кому стоять, а кому ехать. Он ведет важный разговор сразу со всеми машинами и со всеми пешеходами. Положением корпуса и с помощью жезла он управляет движением. Катя: - Нельзя выбегать на проезжую часть дороги! Улицу можно переходить по пешеходным переходам, их обозначают специальными знаками и разметкой. Здесь же переходят улицу, подчиняясь светофору! Саша: - Можно двигаться только на зеленый свет! Красный - опасность - кровавая. А желтый? Катя: - Светофор говорит: "Внимание!" Приготовьтесь, сейчас разрешу переходить улицу! Таня: - Мудреная грамота!
Катя: - Да! Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв складываются слова, из слов предложения. У дорожного языка тоже есть буквы – знаки. Но их не нужно складывать в слова. Один знак, дорожная буква обозначает целую фразу - дорожный сигнал. Саша: - Эти сигналы должен знать каждый. Это грамота безопасности каждого. Вот мы, Юидовцы, и пытаемся не только выучить правила и применять их, но и научить своих друзей – учеников других классов. Викторина
Библиотекарь: - Прощайте, до свидания, друзья! Мы многому научились сегодня и поняли главное - Все в наших руках!
1 вед.: Тротуар для пешехода, Зебра есть для перехода, А чтоб не было заторов, Всюду светят светофоры. 2 вед.: Еще вам скажем по порядку Не играй с машиной в прятки, Во дворе в футбол играй, По дороге не гуляй 1 вед.: Стой водитель! Видишь, школа! Пропусти скорей детей. Мамы, папы ждут их дома, Надо им бежать быстрей.
2 вед.: Правила дорожного движения Должен знать водитель, А также пешеход Соблюдать их должен без сомненья Весь без исключения народ!
Вопросы:
- Какие бывают пешеходные переходы? (подземные, наземные, надземные)
- Где ставится знак «Осторожно дети»? (около школ, детских садов, детских учреждений)
- Школьник начал переходить улицу на зеленый сигнал светофора. Вдруг сигнал изменился. Как пешеходу поступить? (остановиться на линии разделения транспортных потоков, дождаться разрешающего сигнала светофора и продолжить свой путь)
- В темное время суток где лучше переходить улицу? (на освещенном участке дороги)
- На какой сигнал светофора вы должны переходить улицу? (на зеленый и только на зеленый)
- К каким пешеходам регулировщик обращен боком? (к пешеходам, которым разрешен переход)
- Если у регулировщика рука поднята вверх, что это означает? (движение пешеходов запрещено)
- Школьник находится на тротуаре и пытается перейти проезжую часть по обозначенному переходу. В это время он замечает, что к переходу приближается автомобиль. Что должен сделать пешеход? (подождать, пока проедет автомобиль, потом быстро перейти дорогу, осматривая дорогу в обе стороны)
- Где нужно ожидать автобус, трамвай, троллейбус? (на остановке общественного транспорта)
- По какой стороне тротуара должен ходить пешеход? (по правой стороне)
- В каком году на улицах Москвы появился первый светофор? (в 1924 году и имел форму круга со стрелкой)
- В каком году появились первые дорожные знаки и островки безопасности для пешеходов? (в 1933 году)
- Кто первым стал издавать указы по регулированию дорожного движения и вводить правила дорожного движения? (первым Петр 1 издавал указы, вводил правила)
- Что такое регулируемый пешеходный переход? (переход, где есть светофор или стоит регулировщик)
- Что такое нерегулируемый пешеходный переход? (этот переход обозначается дорожной разметкой типа «зебра» и знаком «пешеходный переход)
- Что такое пешеходный переход? (участок проезжей части, обозначенный знаками или разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу)
|